Автоматическое продление сроков выполнения работ

Содержание
  1. Как избежать неустойки по договору подряда во время коронавируса?
  2. Изучаем условия Договора подряда
  3. Подписываем с Заказчиком Дополнительное соглашение о продлении сроков выполнения работ
  4. Направляем в адрес Заказчика Уведомление о приостановлении работ
  5. Продление срока действия контракта по 44-ФЗ: возможно ли пролонгировать договор?
  6. Срок исполнения
  7. Возможно ли продление (пролонгация) срока действия
  8. Ответственность за незаконную пролонгацию
  9. Сроки поставки товара по 44-ФЗ и порядок их определения
  10. Правила действия в случае нарушения сроков поставки
  11. Права заказчика в части приемки товара при нарушении сроков поставки
  12. Образец формулировки договора пролонгации для новичков
  13. Что такое пролонгация?
  14. Последствия игнорирования пролонгации
  15. Что говорит закон?
  16. Пролонгация договора: оформление, формулировка в договоре (образцы)
  17. Дополнительное соглашение
  18. Продление без доп соглашения
  19. Автоматическое продление
  20. Особые условия
  21. Вывод
  22. Продление срока действия контракта по 44-ФЗ и ответственность за незаконную пролонгацию договора
  23. Относится ли срок действия контракта к существенным условиям
  24. Возможно ли продление срока
  25. Продление срока действия контракта по 44-ФЗ и 223-ФЗ
  26. Продление срока действия контракта с точки зрения общего законодательства
  27. Продление срока действия контракта с точки зрения Закона № 44-ФЗ
  28. Продление срока действия контракта с точки зрения Закона № 223-ФЗ
  29. Заключение

Как избежать неустойки по договору подряда во время коронавируса?

Автоматическое продление сроков выполнения работ

Распространение коронавируса и принятие со стороны государства мер по предупреждению распространения эпидемии затормозило, а в некоторых случаях, и полностью остановило работы на подавляющем большинстве объектов строительства.

Указами Президента РФ № 206 от 25 марта 2020 года и № 239 от 02 апреля 2020 года период времени с 30 марта 2020 г. по 30 апреля 2020 г. объявлен нерабочими днями. 

10 апреля 2020 года Мэром Москвы Собяниным С.С. принят Указ № 42-УМ “О внесении изменений в указ Мэра Москвы 05 марта 2020 г. № 12-УМ”. 

Пунктом 4.3. этого Указа предусмотрено, что в период с 13 апреля 2020 г. по 19 апреля 2020 г.

временно приостановлено выполнение строительных (ремонтных) работ, за исключением строительства объектов медицинского назначения, а также работ непрерывного цикла, связанных со строительством и обслуживанием объектов метрополитена, инфраструктуры наземного общественного транспорта, железнодорожного транспорта и аэропортов.

Допускаем, что данный запрет будет продлен и после 19  апреля 2020 г.

По этой причине, именно сейчас следует позаботиться о том, чтобы документально зафиксировать продление сроков выполнения работ. В случае их нарушения, а в нынешней ситуации они скорее всего точно будут нарушены, наступит ответственность в виде неустойки, штрафов и иных имущественных санкций.

Правительство РФ уже начало предпринимать меры по защите Застройщиков от взыскания с них неустойки по Договорам участия в долевом строительстве. Так, было принято Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 г. № 423, в соответствии с которым Застройщикам может быть начислена неустойка за просрочку сдачи квартиры за период с момента официального опубликования данного Постановления до 01 января 2021 г. Однако, данное Постановление никак не защищает Подрядчиков, которые выполняют работы по Договорам подряда.

Как правило, договоры подряда предусматривают высокую неустойку за нарушение сроков выполнения работ, например, 0,5 – 1 % от стоимости работ за каждый день просрочки, а иногда и более. При длительном нарушении сроков выполнения работ начисленная неустойка может не только «съесть» прибыль строительной компании, но и полностью лишить ее какой-либо оплаты. 

Очевидно, что Заказчики строительных работ сейчас тоже находятся далеко не в самой лучшей ситуации и, безусловно, ими могут быть предприняты меры для того, чтобы сэкономить свой бюджет разными способами.

Что же делать Подрядчику, которому установлен график выполнения работ, однако работы приостановлены? Что необходимо сделать, чтобы избежать начисления неустойки со стороны Заказчика? 

В данной статье мы ответим на эти вопросы и расскажем конкретный план действий, который нужно предпринять уже сегодня, для того чтобы обезопасить свою компанию от начисления неустойки за вынужденную просрочку выполнения работ.

Изучаем условия Договора подряда

Для того, чтобы полноценно оценить ситуацию необходимо вначале изучить условия Договора подряда, которые регулируют следующие вопросы:

  • промежуточные и конечный сроки выполнения работ;
  • санкции за нарушение сроков выполнения работ;
  • адрес для направления корреспонденции и порядок ее направления.

Проанализируйте еще раз ситуацию и оцените насколько сильно могут быть нарушены сроки выполнения работ, а также сколько времени Вам потребуется, чтобы нагнать темпы строительства.

Санкции за нарушение сроков выполнения работ, как правило, содержатся в разделе «Ответственность» Договора подряда. Договор может предусматривать ответственность не только за нарушение конечного срока выполнения работ, но и их промежуточных этапов. Оцените какие финансовые санкции могут быть к Вам применены за каждый день просрочки.

Крайне важным моментом является направление корреспонденции на верный адрес Вашего контрагента. Если в адресе будет допущена ошибка или письмо будет направлено не на адрес, который указан в договоре, то суд может расценить, что Вы не уведомили Вашего контрагента. 

Более того, важно соблюсти все требования к порядку направления письма. Некоторые договоры подряда, например, содержат обязательное требование дублировать письма на электронную почту, которая также должна быть указана в договоре.

Данная информация потребуется Вам для верного выполнения шагов, которые указаны далее. 

Подписываем с Заказчиком Дополнительное соглашение о продлении сроков выполнения работ

В соответствии с частью 1 статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются. Это говорит о том, что сторона по договору не имеет права по своему желанию и без согласия второй стороны изменить условия договора, в том числе, и перенести сроки выполнения работ по договору подряда.

Тем самым, чтобы обезопасить себя от санкций Заказчика за нарушение сроков выполнения работ, Подрядчику требуется подписать с Заказчиком Дополнительное соглашение к Договору подряда о продлении сроков выполнения работ (далее – ДС) на необходимый период времени.

Что необходимо сделать:

  1. подготовить проект ДС о продлении сроков, а также Сопроводительное письмо в адрес Заказчика с предложением подписать данное ДС;
  2. направить Заказчику Почтой России с описью вложения и уведомлением о вручении данное Сопроводительное письмо с указанием препятствий, которые не позволяют в срок выполнить работы, и с приложением 2-х оригиналов ДС и просьбой вернуть 1 экземпляр подписанного ДС в Ваш адрес;
  3. продублировать данные документы по электронной почте в адрес Заказчика для скорейшего его уведомления о необходимости подписания ДС (даже, если это не предусмотрено договором);
  4. проконтролировать реакцию Заказчика и получить ответ.

Если на момент составления ДС у Вас уже имеется просрочка в выполнении работ, то в текст ДС необходимо обязательно включить условие о том, что Вы освобождаетесь от выплаты неустойки за период, который Вами просрочен на момент подписания ДС, иначе впоследствии с Вас все равно может быть взыскана неустойка за этот период (Определением Верховного суда РФ от 31.08.20107 г. № 305-ЭС17-6839). 

Направляем в адрес Заказчика Уведомление о приостановлении работ

В соответствии с частью 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при наличии обстоятельств, которые создают невозможность выполнения работы в срок.

Самое важное заключается в том, что если Подрядчик не совершит этих действий, то впоследствии, уже в суде, у него не будет возможности ссылаться на препятствия, которые не позволял и ему выполнить работы, и неустойка будет взыскана с него в полном объеме.

Данное правило содержится в части 2 статьи 716 ГК РФ: 

«Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства». 

Тем самым, если Заказчик не подписывает Дополнительное соглашение о продлении сроков выполнения работ и у Вас имеются объективные препятствия для выполнения работ в срок (недопуск на строительную площадку, отсутствие необходимых материалов зарубежного производства для строительства и прочее), то Вам требуется направить в адрес Заказчика Уведомление о приостановлении работ.

В Уведомлении о приостановлении работ необходимо указать:  

  1. Реквизиты Договора подряда, который подписан с Заказчиком;
  2. Конкретные препятствия, которые не позволяют выполнить работы в срок;
  3. Цитату статьи 716 ГК РФ;
  4. Момент или конкретную дату, до которых приостанавливается выполнение работ.

Уведомление о приостановлении работ необходимо отправить в адрес Заказчика Почтой России с опись вложения и уведомлением о вручении. 

Второй экземпляр Уведомления о приостановлении работ, квитанцию и опись вложения, которые подтверждают его направление, требуется хранить у себя, так как оно может потребоваться при защите Ваших интересов в судебном разбирательстве, если оно состоится.

Еще раз хотим обратить Ваше внимание, что все вышеуказанные действия необходимо совершать именно сейчас. Если оперативные меры сейчас не будут предприняты, то в будущем для Вашего предприятия это может обернуться серьезными финансовыми потерями в виде взысканной неустойки.

Источник: https://Noskov.ru/infobase/articles/kak-izbezhat-neustoyki-po-dogovoru-podryada-vo-vremya-koronavirusa/

Продление срока действия контракта по 44-ФЗ: возможно ли пролонгировать договор?

Автоматическое продление сроков выполнения работ

Сроки действия госконтракта и период, который необходим поставщику для исполнения обязательств по договору, входит в число базовых условий госконтракта по 44-ФЗ.

На практике возникают ситуации, при которых поставщик или исполнитель не могут завершить работу или выполнить поставку товара в установленные сроки по объективным не зависящим от них обстоятельствам.

В таком случае может возникнуть необходимость пролонгировать сроки исполнения контракта.

Согласно действующим положениям законодательства, сроки действия контракта не являются существенным условием госконтракта по нормам 44-ФЗ. Более того, сведения о сроках действия включаются в контракт по усмотрению заказчика.

Срок исполнения

Сроки действия следует отличать от сроков исполнения. Последнее понятие является более узким и входит в перечень существенных условий контракта.

Срок действия включает такие временные периоды, как исполнение поставщиком своих обязательств по оказанию услуг, выполнению работ и поставке товара, заказчиком – по оплате услуг и работ, принятых на условиях договора, а также возврату денежного обеспечения, а также гарантийный период.

Согласно положениям Гражданского кодекса п. 1 ст. 425, госконтракт вступает в силу после его подписания сторонами. Именно с этого момента начинается его исполнение.

В контракте приводится указание на финальную дату выполнения работ или временной период, который отводится поставщику на оказание нужной услуги или поставку товара (например, в течение 30 дней после подписания контракта).

Без сроков исполнения обязательств контракт считается недействительным из-за отсутствия в нем одного из существенных условий.

Возможно ли продление (пролонгация) срока действия

Под пролонгацией, или продлением понимается увеличение временного периода действия госконтракта в процессе реализации сторонами отношений по договору.

В рамках гражданско-правового законодательства договоры пролонгируются достаточно просто: для этого сторонам достаточно достигнуть договоренности и оформить факт продления сроков действия контракта в письменной форме.

Но в отношении контрактов, которые подписывают государственные и муниципальные заказчики со своими контрагентами, есть некоторые особенности.

Они заключаются в том, что в данном случае положения специального законодательства в виде 44-ФЗ о контрактной системе имеют приоритет перед общими нормами Гражданского кодекса.

По нормам 44-ФЗ все закупки должны вестись по плану-графику, а в нем есть указание на период исполнения контракта.

В ч. 1 ст. 95 44-ФЗ прямо сказано о том, что существенные условия контракта изменять не допускается. Ранее в законодательстве было предусмотрено несколько исключений из указанного правила. Теперь изменить сроки стало невозможным даже через подписание дополнительного соглашения.

Подобная позиция содержится в письме Министерства финансов №02-02-15/24252 от 2016 года и письме Минэкономразвития №ОГ-Д28-4011 от 2017 года.

В прежней версии 44-ФЗ была ссылка на то, что стороны вправе продлить сроки исполнения контракта, если ими было достигнуто согласие по данному вопросу. Но после изменений 2017 года Постановление Правительства устранило указанные правила. Теперь сроки госконтракта должны оставаться неизменными.

В письме Минэкономразвития от 2017 года №ОГ-Д28-4011 дополнительно подчеркивается, что включение в госконтракт сведений о возможности продления является нарушением со стороны заказчика.

Стоит учесть, что в отношении контрактов по 44-ФЗ действуют правила Гражданского кодекса. Исходя из положений ст.

401 ГК, можно сделать вывод, что госконтракт допускается пролонгировать при условии форс-мажорных обстоятельств.

Согласно ст. 401 Гражданского кодекса, в случае, если одна из сторон докажет, что исполнение взятых на себя обязательств стало невозможным при возникновении обстоятельств непреодолимой силы, то ее освобождают от ответственности. К подобным обстоятельствам можно отнести стихийные бедствия, катастрофы, военные конфликты и пр.

Но если поставщик или исполнитель требует изменить сроки контракта со ссылкой на форс-мажор, то ему придется доказать данный факт.

Например, с помощью документа, полученного у МЧС, торгово-промышленной палаты и пр. Но в данном случае сроки контракта фактически останутся прежними.

Единственное отличие будет состоять в том, что штрафы и пени за просрочку обязательств поставщиком уплачиваться не будут.

Другим исключением из правил о невозможности изменения существенных условий являются случаи внесения правок в существенные условия из-за решения Правительства, региональных властей или муниципалитета (по пп. 2-4 ч. 1 ст. 95 Постановления №1186).

В случае отсутствия у поставщика возможности исполнить свои обязательства в установленные сроки у него есть несколько вариантов действий:

  1. Заключить с заказчиком дополнительное соглашение о расторжении госконтракта (при достижении такой договоренности).
  2. Добиться от заказчика подписания акта приема-передачи или товарной накладной в положенные сроки. Одновременно с этим подписать договор о безвозмездном ответственном хранении продукции на складах поставщика, что позволит ему немного отсрочить поставку на вполне законных основаниях.
  3. Потребовать расторгнуть госконтракт в судебном порядке.
  4. Исполнить свои обязательства с просрочкой и заплатить штрафные санкции.

Таким образом, поставщику придется искать способы договориться заказчиком мирно, чтобы избежать ответственности. В общем случае за несоблюдение сроков информация о нем передается в реестр недобросовестных поставщиков.

Сталкивались с невозможностью исполнить свои обязательства по контракту в определенные сроки?Все выполняю вовремя и без форс-мажоровК сожалению, приходилось по моей винеПриходилось, но причины от меня не зависели

Ответственность за незаконную пролонгацию

Если в ходе контрольных мероприятий ФАС выявит факт внесения изменений в существенные условия контракта, заказчику грозит административная ответственность.

Административная ответственность предусмотрена ч. 4 ст. 7.32 КоАП. Согласно указанной статье, размер штрафных санкций для должностных лиц в лице контрактного управляющего или специалиста контрактной службы за подобное деяние составляет 20 тыс. р., для юрлиц – до 200 тыс. р.

Еще одним правовым последствием незаконной пролонгации госконтракта станет аннулирование дополнительного соглашения, подписанного сторонами, по этому поводу. Согласно п. 2 ст.

168 ГК, такое допсоглашение признается ничтожным, если оно не было предусмотрено законодательством или госконтрактом.

Стоит отметить, что контрольные инстанции часто рассматривают пролонгацию договора как нарушение принципа конкуренции. То есть вместо того чтобы подписать новый контракт через проведение конкурентной закупки, заказчик договаривается о новых условиях с прежним поставщиком.

Чтобы избежать ответственности, заказчику следует внести изменения в план-график и провести новую закупку.

Таким образом, продление сроков исполнения договора по нормам 44-ФЗ не допускается.

С 2017 года такая возможность была утрачена сторонами, даже если они подписали соглашение о продлении в письменной форме.

За несоблюдение условия о недопустимости пролонгации заказчику грозит административная ответственность в виде штрафа.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Срок поставки товара является одним из условий, которое должно быть обозначено в случае рассмотрения вопроса исполнения контракта.

Сроки поставки товара по 44-ФЗ и порядок их определения

Несмотря на то что срок поставки товара является очень важным условием, в Федеральном законе №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не отражены никакие требования к данному параметру, что вызывает огромное количество жалоб потенциальных исполнителей контрактов в случае возникновения у них подозрения на ограничение конкуренции. Это связано с тем, что нередко заказчики ставят предельно малые сроки на исполнение контракта в части поставки товара, чем могут существенным образом ограничить конкуренцию, например, по причине того, что в установленные сроки поставить товар может только одна или две организации.

В Гражданском Кодексе Российской Федерации также не содержится указания на то, каким должен быть минимальный срок для поставки товара.

Статья 421 данного нормативного акта говорит о том, что срок поставки может быть любым, который устроит обе стороны заключенного соглашения.

Однако следует понимать, что этот показатель должен также отвечать требованию о разумности, что позволит исполнить контракт без нарушения его условий.

Правила действия в случае нарушения сроков поставки

В том случае, если исполнитель по контракту допустил реальное нарушение сроков его исполнения в части поставки товара, заказчик имеет право обратиться к претензионному порядку, по итогам реализации которого с исполнителя будет взыскана определенная сумма неустойки.

Однако для того, чтобы требования о выплате суммы неустойки были признаны соответствующими действительности, необходимо соблюсти определенный порядок:

  1. Убедиться, что допущена фактическая просрочка поставки. Получить сведения об этом реально только после того, как товар был поставлен в полном объеме. Для этого необходимо изучить предоставленные акты приема-передачи товара, товарные накладные либо универсальные передаточные документы, в которых отражена дата фактической передачи товара на склад заказчика. Эти документы должны быть переданы либо в дату фактической поставки, либо в течение установленного контрактом срока такой поставки. Раньше фактической поставки товара документы приняты быть не могут, так как это может повлечь путаницу в расчетах суммы неустойки.
  2. Провести подсчет количества дней фактической просрочки поставки. При этом следует учесть нюанс, который был оговорен Федеральной антимонопольной службой в рамках одного из своих писем, направленных с целью установления порядка расчета неустойки по Постановлению Правительства РФ №1042, принятого в 2017 году. В соответствии с этой оговоркой количество дней просрочки исполнения контракта должно рассчитываться в календарном плане (то есть с включением всех выходных и праздничных дней) несмотря на то, что в контракте срок поставки может быть обозначен в виде рабочих дней (то есть с исключением выходных и праздничных дней).
  3. Рассчитать сумму фактической неустойки на основании цены контракта и количества дней просрочки поставки товара. Формула, которая используется для расчета, выглядит следующим образом: (1 / 300 ставки рефинансирования Центробанка * неисполненная цена контракта) * количество дней просрочки. Размер ставки рефинансирования следует уточнять на дату выставления требования об уплате неустойки. При этом если данное значение менялось, то дробление не осуществляется, а вся сумма неустойки рассчитывается на основании показателя, действующего на дату уплаты.
  4. Составить требование об уплате неустойки в формате официального документа, который будет направлен исполнителю по контракту и размещен в Единой информационной системе с целью подтверждения правомерности действий заказчика по взысканию неустойки. При этом сложившаяся практика показывает, что заказчику при составлении такого требования лучше указать формулу и привести все расчеты, которые были им использованы, так как это позволит избежать вопросов со стороны исполнителя по контракту и контролирующих органов.
  5. Направить исполнителю сформированное требование посредством тех вариантов связи, которые ему доступны, например, посредством электронной почты либо вручением нарочным, если это возможно.

В составленном и направленном документе-требовании следует указать, каким образом будет взыскиваться неустойка: из обеспечения контракта (при наличии), из причитающегося платежа либо будет уплата в добровольном досудебном порядке.

Каждый конкретный вариант взыскания неустойки должен быть оговорен с исполнителем посредством официальной деловой переписки.

Права заказчика в части приемки товара при нарушении сроков поставки

В том случае, если исполнитель по контракту нарушил сроки исполнения взятых на себя обязательств, заказчик, кроме взыскания неустойки, имеет право также на некоторые действия, которые позволят ему защитить свои интересы.

В случае нарушения условий контракта в части соблюдения сроков поставки товара заказчик имеет право отказаться от поставленного товара в полном объеме или частично (по своему усмотрению) в том случае, если у него отпала необходимость в приобретении и использовании товара (низкозамерзающая стеклоомывающая жидкость для автомобилей не нужна заказчику летом, поэтому в случае нарушения срока поставки товара в зимнее время и предоставление его заказчику летом последний имеет право отказаться от использования такового).

Если исполнитель по контракту не только просрочил поставку, но и предоставил товар, не соответствующий условиям контракта, государственный или муниципальный заказчик имеет право не только отказаться от товара, но и подать заявку на включение поставщика в Реестр недобросовестных поставщиков со всеми вытекающими для исполнителя последствиями. Кроме того, исполнитель будет подвергнут взысканию неустойки за ненадлежащее исполнение контракта.

Замену товара исполнитель должен осуществить за свой счёт до момента, когда заказчик расторгнет в одностороннем порядке контракт.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/prodlenie-kontrakta.html

Образец формулировки договора пролонгации для новичков

Автоматическое продление сроков выполнения работ

Договора сопровождают нашу жизнь постоянно. Они есть на работе – в виде контрактов, во вне рабочее время, например, при заключении сделок ОСАГО и во многих других сферах. Пролонгация договора формулировка в договоре, образец мы представим ниже. Указывать момент пролонгации или ее отсутствия нужно обязательно, иначе могут быть неприятные юридические последствия.

Что такое пролонгация?

В общем виде пролонгацией называют изменение срока действия любого соглашения на определенный срок, после истечения его периода действия. Зачастую это 1 год, хотя иногда бывает и больше. Используется она для договоров, обязательства по которым не успели выполнить ранее.

Еще один случай, когда пролонгация практикуется – это действия сторон, которые имеют регулярный характер, то есть постоянно повторяются. Примерами подобных договоров являются:

В таких случаях заключение нового договора нерационально. Все что нужно, это поменять несколько пунктов уже существующего соглашения, то есть внести дополнительные условия (пункты).

Важно! Независимо от типа соглашения, которое подлежит пролонгации важно, чтобы сама процедура была описана в первичном соглашении. Причем четко и однозначно.

Существует практика намеренного неуказания сроков действия договора. Это считается законным действием, а взаимные обязательства завершаются после выполнения сторонами оговоренных условий.

Часто они применяются в договорах поставки товара, выполнения услуг, возврат займа. Сложности будут возникать, если одна из сторон не выполнит свои обязательства.

Если в соглашении сроки выполнения не указаны, так же как и период действия сделки, подавать в суд фактически не на что.

Последствия игнорирования пролонгации

Часто продлению договора необходимого внимания не уделяют. Это способно привести к серьезным финансовым потерям. Достаточно простой, но яркий пример. Есть соглашение между двумя компаниями согласно поставке продукции.

В срок данное действие не происходит: поставщик передает товар уже по истечении его периода действия, момент о пролонгации преднамеренно или случайно был упущен.

Покупатель стоимость поставки не оплачивает, естественно, следует судебный иск о взыскании суммы и пени за задержку, но из суда приходит отказ. Данное судебное решение законно, в пользу него такие доводы:

  • срок действия соглашения истек, сроки, по оплате указанные в нем, не имеют юридической силы. То есть фактически получатель партии товара, вообще, может, никогда не заплатить;
  • нормы договора, касательно пени и убытков уже не действуют, то есть и взыскивать ничего, не представляется возможным.

Совет! Для того чтобы избежать подобных проблем, даже с учетом приведенной ситуации поставщику следовало перед поставкой направить покупателю требования по оплате товара.

Что говорит закон?

Первым главным нормативным актом, который регламентирует договорные взаимоотношения, является ГК РФ. В нем есть пункт, который гласит о том, что пролонгация оформляется аналогично тому, как происходит заключение основного соглашения.

Пример, нужно продление сделки, заверенной нотариусом, для продления придется вновь обращаться к юристу.

Одной из основных является ст  425, которая говорит о том, что стороны обязуются выполнять условия договора, пока все обязательства не будут выполнены.

Если пролонгация касается трудовых взаимоотношений, то нормы и правила этого процесса описываются в Трудовом Кодексе.

Еще один нормативный акт ФЗ 223 регламентирует особенности взаимоотношений юридических лиц в сфере закупок товаров, услуг, работ. Статья ФЗ 44 затрагивает пролонгации сделок, которые касаются проведения гос закупок.

Пролонгация договора: оформление, формулировка в договоре (образцы)

Прежде чем сформулировать пункт о пролонгации, следует узнать, какие существуют законные методы реализации данного процесса.

Дополнительное соглашение

Первый и самый удобный — это дополнительное соглашение. Условия его остаются неизменными, а вот пункт касательно срока действия меняется. То есть, если договор заключен в 2016 году, то в конце по истечении его срока следует подписать дополнительное соглашение, продлевающее его действие еще на один год.

Структура документа:

  • название «дополнительное соглашение», указать номер договора, к которому оно составляется. Указывается срок действия и дата его составления;
  • основная часть: в ней прописываются стороны, которые принимают участие в заключение доп. соглашения, ответственные за этот процесс лица;
  • далее, приводятся сроки действия нового договора, то есть период его пролонгации;
  • возможно, описание сроков начала действия;
  • важно внести данные, что остальные пункты сделки остаются в силе;
  • реквизиты сторон.

Составляется дополнительное соглашение в двух идентичных экземплярах.

Подобная структура может быть использована для любого типа соглашения в любой сфере. Если необходимо изменение некоторых условий, то эти пункты также описываются в доп. соглашении.

Важно! Новые условия и срок действия не должны вступать в противоречие с иными пунктами договора, оформленного ранее.

Продление без доп соглашения

Этот вариант используется часто, особенно если дело касается определенных договорных отношений, которые предусматривают выполнение того или иного действия. В данном случае формулировка описывает продление срока действия в случае отсутствия таковых.

Имеется в виду, что стороны или одна из сторон не выразила желания расторгнуть соглашение. В подобных документах указывается также срок осуществления подобных действий. Зачастую это 10-14 дней.

Если в это время сторона не изъявила желание расторгнуть договор, то он продлевается на оговоренный ранее срок.

Автоматическое продление

Большинство подобных вариантов касаются пролонгации депозитных соглашений. То есть указывается срок, в который должен обратиться человек за своим вкладом. Если этого не произошло, то соглашение считается автоматически продленным.

Часто такие моменты касаются договоров аренды жилья, особенно краткосрочные до 1 года. В случае с арендными отношениями, отсутствие пункта о продлении чревато тем, что арендодатель может выселить в любой момент после истечения срока действия своих жильцов в любое время.

Важно! В основном автоматическое продление не касается кредитных договоров, так как тут четко описываются срок погашения и график.

Особые условия

В договоре, может быть, указан пункт касательно письма-уведомления о пролонгации, которое направляется одной из сторон. Зачастую оно составляется в виде предложения продлить соглашение. На подобное письмо необязательно отвечать, то есть если не последовало отказа, договор считается автоматически продленным. Текст может выглядеть примерно так:

Конечно, в нем нужно указать реквизиты отправителя, дату составления, поставить подпись.

Есть также особенности касательно числа пролонгаций. В первую очередь существует законодательное ограничение арендных отношений. Так, в ГК РФ указано, что пользование квартирой (комнатой), возможно, не дольше 5 лет, то есть если он заключается на 1 год, то продлевать ее можно не более 5 раз. Далее, следует подписание нового соглашения.

Вывод

Формулировка пролонгации договора должна быть четкой и однозначной. Каждая из сторон должна понимать, что подразумевается и на какие сроки будет продлен договор. Чтобы избежать недопонимания обеими сторонами, необходимо во время подписывать документ, иначе доказать что-либо будет сложно.

Источник: https://StranaZakonov.com/dokumenty/obrazets-formulirovki-dogovora-prolongatsii-dlya-novichkov

Продление срока действия контракта по 44-ФЗ и ответственность за незаконную пролонгацию договора

Автоматическое продление сроков выполнения работ

Продление сроков реализации государственного контракта – это та задача, с которой регулярно сталкиваются заказчики. Такая необходимость обычно возникает при типовых закупках: заказчику гораздо проще продлить сроки действия контракта, чем организовать и провести новую закупку.

Относится ли срок действия контракта к существенным условиям

На основании ч. 2 ст. 34 44-ФЗ при подписании контракта нужно учесть, что в дальнейшем его существенные условия не подлежат изменению. При этом в самом 44-ФЗ не содержится указания на то, что именно можно считать существенным условием, и относится ли к ним срок действия контракта.

По нормам Гражданского кодекса (на которые должны опираться положения 44-ФЗ) к существенным условиям относятся соглашения о предмете договора, а также иные условия, которые необходимы для реализации подобного рода договоров.

В Гражданском кодексе также есть несколько статей, относящиеся к существенным условиям. Это ст. 457 – по срокам поставки товара, по ст. 708 – по срокам начала и окончания исполнения работ, по ст. 783 – сроки предоставления услуг.

С учетом п. 2 ст. 42 44-ФЗ можно сделать вывод, что к существенным условиям по любому контракту с государственными и муниципальными заказчиками относят условия о сроках исполнения обязательств в рамках соглашения.

Государственные контракты вступают в силу после подписания сторонами. При этом контракт должен содержать указание на финальные сроки выполнения работ.

Без указания на сроки госконтракт можно считать недействительным по причине отсутствия существенных условий.

Следовательно, порядок и сроки поставки товара, выполнения работы и оказания услуги относят к существенным условиям реализации государственного контракта. Данный вывод подтверждается разъяснениями контролирующих инстанций, в частности:

  • Минфина, которые он предоставил в письме от 2016 года №02-02-15/24252;
  • МЭР в письмах от 2015 года №Д28и-2020, от 2016 года №Д28и-1818;
  • в письме Казначейства России от 2015 года №07-04-05/09-319.

Сторонам не допускается изменять существенные условия, кроме отдельных исключений, перечисленных в ст. 95 44-ФЗ, когда условия могут изменяться по соглашению сторон.

В законодательстве представлен полный перечень исключений, когда допускается изменение контракта, и он не подлежит расширительной трактовке. Срок действия контракта не представлен в перечне исключений (с учетом ст.

95 44-ФЗ, п. 1 ст. 432 ГК, ч. 13 ст. 34 44-ФЗ).

Возможно ли продление срока

В общем случае вносить изменения в государственный контракт допускается только через подписание дополнительного соглашения. Нормами Гражданского кодекса допускается пролонгация контракта при изменении условий его реализации. Но 44-ФЗ имеет приоритет перед нормами ГК и подписывать дополнительное соглашение для продления сроков по государственному контракту не допускается.

Тот факт, что в рамках 44-ФЗ продление сроков реализации контракта считается нарушением, связан с принципом бюджетной экономии, который является одним из базовых.

Если бы такая возможность предоставлялась заказчикам по 44-ФЗ, то многие недобросовестные заказчики пользовались ею для ухода от конкурентных закупок, ведь вместо проведения конкурентной закупки они бы постоянно продляли контракт с одним поставщиком.

На основании п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса дополнительное соглашение о пролонгации договора заказчик подписать не вправе, так как оно не предусмотрено законом (в данном случае требованиями 44-ФЗ).

Такое соглашение признается ничтожным и не создает юридических последствий.

На то, что подписать отдельное соглашение для продления госконтракта стороны не могут, указывает МЭР в письме от 2017 № ОГ-Д28-4011.

Все закупки должны проводиться в соответствии с планом-графиком. В этом документе есть указание на период исполнения государственного контракта, и он не может произвольно изменяться. В письме МЭР от 2017 года № ОГ-Д28-4011 ведомство дополнительно указало, что включение в контракт пункта о возможности пролонгации договора является нарушением со стороны государственного заказчика.

Государственные контракты подписываются с учетом утвержденных лимитов бюджетных обязательств на срок три года. При этом заказчик вправе подписать контракт с поставщиком сразу на три года (по письму МЭР от 2015 года №Д28и). Но пролонгировать контракт, подписанный на год, вплоть до трех лет, заказчик не вправе.

Сроки контракта допускается изменять на законных основаниях только в частных случаях. В п. 6 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ прописано, что сроки подлежат изменениям при уменьшении ранее доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств. По нормам данной статьи сроки допускается пересмотреть только в сторону сокращения, так как изменяется объем поставки товара, работы и услуги.

Поэтому в данном случае о пролонгации контракта речи нет.

Также в 2016 году допускалось изменять сроки на основании ч. 1.1 ст. 95 44-ФЗ, но срок реализации контракта для применения данной статьи должен был завершиться в 2016 году. По правилам, которые были прописаны в ч. 1.1 ст.95 44-ФЗ, стороны госконтракта сохраняли возможность изменения сроков и цены контракта.

При этом дополнительно такие правила устанавливало Правительство, которое вводило разрешения на текущий год. Так, согласно данной статье, изменения в государственный контракт в 2016 году могли вноситься по Правилам Постановления Правительства от 2016 года №191.

Указанные правила распространялись только на контракты, предметом которых являлись:

  • поставка товара, выполнение работ или оказание услуг по утвержденным перечням;
  • строительные, реконструирующие работы, услуги по техническому перевооружению или работ по сохранению объектов культурного наследия, кроме методического руководства.

При этом по срокам исполнения контракта необходимость внесения правок могла быть обусловлена такими обстоятельствами: срок госконтракта не превышает 6 мес. (по п. 3 Правил), а контракт не допускается исполнить без изменения в связи с существенным изменением обстоятельств закупки, согласно ст. 451 ГК.

С января 2017 года п. 1.1 ст. 95 44-ФЗ утратил силу и более не применяется.

Если при реализации контракта возникли непредвиденные обстоятельства, которые делают невозможным исполнение контракта в сроки, то продление все равно недопустимо.

Допускается исполнить контракт за пределами установленных сроков. Это означает, что в некоторых случаях (например, при изменении погодных условий, которые препятствуют реализации контракта) контракт может исполняться за пределами сроков без взыскания санкций за просрочку. Такая позиция основывается на положении п.

3 ст. 425 ГК. Оно указывает на то, что истечение срока действия контракта не снимает со сторон обязанности выполнить все обязательства.

Законодательство не запрещает поставщику выполнить работу, а заказчику – произвести приемку за пределами срока госконтракта.

Порядок действий в данном случае будет следующим:

  1. Заказчик принимает исполненные работы за пределами срока реализации контракта.
  2. При этом он должен исполнить свои обязательства по предъявлению требований к поставщику по уплате пени по ч. 6 ст. 34 44-ФЗ.
  3. Но обязанность уплатить начисленные пени у подрядчика возникает только при наличии вины в просрочке по обязательствам. По ч. 9 ст. 34 44-ФЗ и ст. 401 ГК сторона может освобождаться от уплаты неустойки, пени или штрафа, если докажет, что неисполнение связано с обстоятельствами непреодолимой силы или по вине заказчика.

Таким образом, срок реализации контракта останется прежним, но никаких санкций поставщику не грозит. Стоит отметить, что указанный порядок действий не закреплен законодательно. Поэтому велика вероятность, что поставщику придется отстаивать свое право на освобождение от санкций в судебном порядке.

Заведомо выигрышной для подрядчика станет ситуация, при которой он сможет доказать, что исполнение им своих обязательств в установленные договором сроки стало невозможно из-за обстоятельств непреодолимой силы по ст. 401 ГК.

К таким обстоятельствам относят форс-мажорные обстоятельства: чрезвычайные ситуации, техногенные катастрофы, вооруженные конфликты, стихийные бедствия и пр. Возникновение таких ситуаций поставщику следует подтвердить документально, например, предоставить документ из МЧС или ТПП.

Если заказчика полностью устраивают условия реализации государственного контракта, и он хотел бы продолжить сотрудничество с данным поставщиком, то ему необходимо провести новую закупку. В случаях когда это допустимо нормами 44-ФЗ и входит в лимиты, утвержденные для заказчика, то он вправе подписать контракт с единственным поставщиком.

В случае если поставщику стало очевидно, что он не способен исполнить свои обязательства в установленные сроки, то он может воспользоваться одним из перечисленных вариантов:

  1. Достигнуть договоренности о расторжении контракта по взаимному согласию между сторонами. При этом необходимо привести дополнительные доводы, которые бы смогли дополнительно подтвердить необходимость расторжения.
  2. При отказе заказчика расторгнуть договор добровольно поставщик вправе потребовать его принудительное расторжение в судебном порядке.
  3. Подписать с заказчиком соглашение о подписании акта приема-передачи товара, а также договора об ответственном хранении товаров у поставщика. Если два указанных документа подписать в один момент, то формально поставщик исполнит контракт в положенные сроки, но сможет отсрочить саму поставку.

Продление срока действия контракта по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Автоматическое продление сроков выполнения работ

Продление срока действия контрактов, заключенных в рамках действия законодательства о контрактной системе, это одна из популярнейших тем для обсуждения и дискуссий. И действительно, в процессе реализации своей закупочной деятельности у заказчиков порой возникает необходимость пролонгации заключенного договора. Причиной появления такой необходимости могут служить самые разные причины.

Вместе с тем контрактное законодательство имеет строгие положения в отношении мер ответственности за несвоевременное исполнение условий контрактов. И с этой точки зрения пролонгация может расцениваться как намеренная попытка недобросовестного поставщика избежать этой ответственности.

Попытаемся разобраться в данном вопросе и дать конкретный ответ на вопрос, можно ли продлять срок действия заключенного в рамках контрактной системы договора.

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее! Подробнее…

Продление срока действия контракта с точки зрения общего законодательства

Продление срока действия или, как чаще принято говорить, пролонгация контракта – это довольно распространенное явление в процессе реализации сторонами своих договорных отношений.

Несмотря на регулярное применение данной процедуры, следует отметить, что Гражданский кодекс РФ понятия пролонгации не содержит.

Вместо этого он предусматривает четкие сроки начала и окончания исполнения контрактов на поставки товаров, выполнение работ или оказание услуг.

Для продления срока действия контракта имеется две возможности:

  1. Заключение сторонами дополнительного соглашения.
  2. Наличие возможности пролонгации в тексте договора.

В обоих случаях важнейшим и обязательным условием является указание срока, на который будет продлен контракт.

Продление срока действия контракта с точки зрения Закона № 44-ФЗ

Как уже было сказано выше, законодательство о контрактной системе предъявляет жесткие требования к своевременному исполнению сторонами взятых на себя обязательств. Кроме того, срок действия заключенного контракта является существенным условием, менять которое согласно статье 95 Закона № 44-ФЗ нельзя.

В этом отношении имеется ряд исключений, как, например, снижение цены без изменения объемов поставки товара или выполнения работ, 10-процентное уменьшение или увеличение объема закупки и т.д.

Изменение сроков действия контракта данные исключения не предусматривают, соответственно пролонгация контракта, заключенного по Закону № 44-ФЗ, невозможна и будет считаться нарушением требований законодательства о контрактной системе.

Заказчик обязан осуществлять закупки в полном соответствии с размещенным в ЕИС планом-графиком, где сроки являются одним из важнейших показателей. Заключение дополнительного соглашения о продлении срока действия контракта, равно как и включение соответствующих условий в текст договора при его заключении, строго запрещены и будут считаться нарушениями.

Продление срока действия контракта с точки зрения Закона № 223-ФЗ

Заказчики, осуществляющие закупочную деятельность по Закону № 223-ФЗ, находятся в менее строгих условиях, поскольку самостоятельно определяют требования и разрабатывают положение о закупках. Ничто не запрещает им предусмотреть возможность включения в текст контракта условия о его продлении.

Несмотря на это, пролонгация контрактов, заключенных по итогам конкурентных процедур, может быть расценена контролирующими органами как ограничение конкуренции, к которой она в определенных случаях действительно приведет.

Продление срока действия заключенного контракта является ни чем иным, как определением и согласованием новых условий, однако такое согласование проводится лишь с одним участником, в то время, как сама закупка предусматривала наличие конкуренции.

Исходя из вышесказанного, можно заключить следующее:

  • пролонгация контракта, заключенного в соответствии с Законом № 223-ФЗ не запрещена и возможна;
  • возможность и условия продления срока действия контракта должны быть прописаны заказчиком в положении о закупках;
  • рекомендуется использовать возможность продления сроков только тех контрактов, которые были заключены «напрямую» с единственным поставщиком.

Заключение

На наш взгляд, пролонгации контрактов лучше избегать. Если с Законом № 44-ФЗ в этом вопросе все четко и ясно, то Закон № 223-ФЗ никак его не регламентирует, оставляя на откуп заказчикам и контрольным органам, которые в свою очередь зачастую имеют отличные мнения и точки зрения.

Опираясь на практику работы контрольных органов, следует отметить, что нередко продление сроков действия договора, заключенного конкурентным способом, расценивается как ограничение конкуренции и влечет соответствующее наказание.

Что касается пролонгации контрактов, заключенных с единственным поставщиком, то контрольные органы склонны расценивать такие действия, как заключение нового контракта, опираясь на трактовку о возникновении новых обязательств.

Наиболее оптимальным и целесообразным для заказчиков, вне зависимости от того, в рамках какого закона они работают, будет заключение нового контракта, а не продление срока действия старого.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Источник: https://good-tender.ru/poleznye-stati/574-prodlenie-sroka-dejstviya-kontrakta-po-44-fz-i-223-fz

Юриспруденция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: